Содержание

признаки менингококковой инфекции, инкубационный период вирусной формы, последствия

Заболеть менингитом может каждый человек независимо от возраста. Наиболее опасно это воспалительное заболевание для детского организма. При позднем оказании квалифицированной медицинской помощи малыш может даже умереть. Знать основные клинические симптомы и проявления болезни должен каждый родитель. Это поможет уберечь малыша от опасных осложнений и вовремя обратиться за помощью.

Причины и провоцирующие факторы

Причин воспаления может быть несколько. Провоцирующий фактор вызывает повреждение мягких оболочек спинного и головного мозга.

Это приводит к развитию менингита. На сегодняшний день насчитывается более сотни различных возможных причин, вызывающих заболевание.

Пик заболеваемости приходится на возраст 3 года — 7 лет.

Наиболее часто причинами воспалительного процесса в мозговых оболочках становятся:

  • Вирусы различных видов. Краснушная, коревая и гриппозная инфекция в случае осложнения могут вызвать заболевание. В ряде прочих отмечен также возбудитель оспы. Вирусы имеют довольно маленький размер. Это позволяет им легко проникать через гематоэнцефалический барьер, достигая мягких мозговых оболочек.

  • Патогенные бактериальные микроорганизмы. Наиболее часто менингит возникает как следствие стафилококковой или стрептококковой инфекции. Менингококки типов А, В и С также могут вызвать это опасное заболевание. Синегнойная палочка провоцирует воспаление в мягких мозговых оболочках у 25% детей. Менингиты, вызванные бактериальной флорой, протекают сравнительно тяжело и требуют обязательного контроля со стороны медицинских работников.

  • Различные грибки.

    Наиболее часто виновником болезни становится кандида. Распространение грибковой инфекции встречается у малышей с иммуннодефицитами. Если у ребенка сахарный диабет 2 типа, то это также может быть причиной развития кандидоза в организме.

  • Амебиазная или токсоплазмозная инфекции. В этом случае заболевание вызывают простейшие. Встречаются такие формы менингита сравнительно редко. В лечении требуется назначение специальных препаратов.
  • Менингит, развившийся вследствие других хронических заболеваний. В этом случае при ослаблении иммунитета воспалительный процесс распространяется по всему детскому организму, повреждая также мозговые оболочки.
  • У некоторых малышей заболевание может развиться после травматических /bolezni-rebenka/streptokokkovaya-infekciya/повреждений головного или спинного мозга во время родовых травм или после аварий и несчастных случаев.

Большое количество научных исследований доказывают сравнительную устойчивость детского организма к болезнетворным бактериям и вирусам, которые могут вызвать воспалительный процесс в мозговых оболочках.

Однако, некоторые детки подвержены риску заболеть менингитом в большей степени, чем остальные.

Факторы, которые увеличивают риск заболевания:

  • Недоношенность. По статистике малыши, которые родились раньше срока или имели при рождении сравнительно маленький вес, подвержены этому заболеванию больше, чем их доношенные сверстники.

  • Родовые травмы. Если во время рождения ребенка произошло травматическое повреждение головного мозга, то это также может быть причиной развития менингита.

  • Заражение вирусными или бактериальными инфекциями во время беременности со стороны матери. Особенно опасным является инфицирование вирусом краснухи. Он прекрасно проникает через плацентарный барьер и вызывает у плода различные нарушения со стороны нервной системы, в том числе и менингит.

  • Инфицирование в грудном возрасте различными инфекционными заболеваниями (особенно у малышей с врожденными заболеваниями нервной системы).

Виды

Учитывая огромное многообразие провоцирующих причин, все менингиты принято разделять по определенным критериям. Для удобства и понимания сути процесса врачи пользуются специальными классификациями.

Большинство самых часто встречаемых видов инфекционного менингита:

  • Вирусный. Вирусы, легко проникая в детский организм, уже через несколько часов или суток могут вызвать сильнейший воспалительный процесс в мягких мозговых оболочках. Среди самых часто встречаемых: краснушный, гриппозный, энтеровирусный, полиомиелитный вариант. У детей, проживающих в эндемических зонах, после укуса клеща может возникнуть энцефалитный менингит.

  • Бактериальный. Наиболее часто встречается стафилококковая форма. Виновником заболевания в этом случае становится стафилококк. Попадая в организм ребенка воздушно-капельным путем, он быстро распространяется по крови и вызывает воспалительный процесс во многих органах. У ослабленных малышей может также встретиться туберкулезный менингит. Возбудителем инфекции становится микобактерия туберкулеза. Лечение таких форм болезни требует нахождения малыша в условиях фтизиатрической больницы.

  • В большинстве случаев менингит вызывает менингококковая инфекция. В этом случае источник болезни передается от больного человека к здоровому.
    Заболеть можно как и от взрослого, так и от ребенка. В некоторых случаях при менингококковой инфекции может встречаться бактерионосительство. Человек, который имеет в своем организме болезнетворный микроб, заразен. Также детки могут заразиться через бытовой путь передачи, играя с игрушками в детском саду или пользуясь общей посудой. Достаточно редкими способами передачи инфекции является трансмиссивный путь. Заражение в таком случае происходит при укусе комара или клеща.

Инкубационный период

Воспалительный процесс возникает в организме не с первых секунд болезни. Для всех менингитов характерен разный срок, когда начинают появляться первые симптомы. Время с момента попадания провоцирующего агента в организм до появления первых клинических симптомов называется инкубационным периодом.

Инкубационный период для инфекционных менингитов, как правило, составляет 5-7 дней.

При вирусных формах это время может сокращаться до 2-3 суток. Очень часто малыши заражаются воздушно-капельным путем. Это самый распространенный путь передачи инфекции. Малыши, которые посещают дошкольные образовательные учреждения, подвержены риску заражения в большей степени.

Даже несмотря на различные причины, которые вызывают воспаление, после инкубационного периода у малыша развиваются характерные специфические признаки заболевания. Распознать менингит в домашних условиях — задача достаточно непростая. Однако, знать основные клинические проявления болезни обязательно должна каждая мама.

Симптомы и первые признаки

Определить начало менингита — достаточно сложно. Зачастую заболевание начинается весьма неспецифично. Первые дни болезни протекают под маской классической простуды. У малыша может быть просто повышена температура или нарушено самочувствие.

Однако, при инфекционных формах болезни развитие происходит стремительно. Уже за несколько часов нарастают основные симптомы.

Наиболее часто воспалительный процесс в мозговых оболочках проявляется:

  • Резким повышением температуры тела. Она нарастает стремительно за несколько часов до 38-39,5 градусов. Этот симптом является достаточно стойким. Несмотря на попытки сбить температуру жаропонижающими средствами, она остается высокой на протяжении долгого времени.

  • Сильная тошнота. На фоне выраженной головной боли может даже возникнуть рвота. Эти явления не связаны с приемами пищи. Рвота может появиться даже на голодный желудок. Обычные лекарственные препараты от тошноты не приносят выраженного результата. Малыши чувствуют себя очень плохо, отказываются от еды, становятся капризными.

  • Выраженная головная боль. Имеет распирающий и разлитой характер. Характерного эпицентра боли нет. Болевой синдром усиливается при поворотах головы в разные стороны. В горизонтальном положении головная боль несколько уменьшается. В некоторых случаях при рассматривании близко расположенных предметов может появляться двоение в

Серозный менингит: симптомы, лечение, причины, профилактика

Серозный менингит — это стремительное поражение оболочек головного мозга, которое характеризуется серозным воспалительным процессом, возбудителем которого могут выступать вирусы, бактерии или грибки.

Причем в 80% клинических случаев виновниками воспаления считаются вирусы. Этому серьезному заболеванию в основном подвержены дети дошкольного возраста 3-6 лет, также несколько реже симптомы серозного менингита проявляются у школьников, крайне редко менингит вирусного происхождения регистрируется у взрослых.

Как и менингит прочей этиологии, для серозного менингита характерны общие менингеальные признаки, и таких как тошнота, сильная головная боль, многократная рвота. Отличительными особенностями вирусного происхождения серозного менингита является очень резкое начало заболевания, сознание нарушается при этом незначительно, протекает такой менингит недолго и имеет благоприятный исход.

По клинической картине состояния больного, по результатам ПЦР исследования и данным анализа цереброспинальной жидкости устанавливается диагноз — серозный менингит. Лечение пациентов с таким видом менингита основан на симптоматической и противовирусной терапии — обезболивающие, жаропонижающие, противовирусные препараты. Если этиология менингита не выяснена, а у ребенка ухудшается состояние, то назначают и антибиотики широкого спектра действия, чтобы воздействовать на всех потенциальных возбудителей инфекции.

Серозный менингит — причины возникновения

Чаще всего острый серозный менингит вызывается энтеровирусами — вирусами ЕСНО, Коксаки вирусами, реже причиной серозного менингита может быть возбудитель инфекционного мононуклеоза (вирус Эпштейн-Бара), вирус эпидемического паротита, цитомегаловирус, грипп, аденовирусы, герпетическая инфекция, корь (см. симптомы кори у детей).

Серозный менингит может быть не только вирусным, но и бактериальным (при туберкулезе, сифилисе), а иногда и грибковым. Типичное бактериальное поражение — гнойное (менингококковый менингит). Серозный же менингит — типично вирусный вариант.

В последнее время участились вспышки вирусного серозного менингита среди детей, вызванного различными энтеровирусами, поэтому мы рассмотрим вирусные серозные менингиты, симптомы и лечение у детей, пути передачи этого заболевания.

Серозное воспаление может вызвать отек головного мозга. При этом нарушается отток цереброспинальной жидкости, отек мозга провоцирует повышение внутричерепного давления. В отличие от бактериального гнойного менингита, серозная форма воспаления не приводит к массивной экссудации нейтрофилов и клетки мозга не отмирают, вот почему вирусный серозный менингит считается менее опасным, у него благоприятный прогноз, нет серьезных осложнений.

Пути заражения и инкубационный период серозного менингита

Инкубационный период, как правило, при вирусном серозном менингите составляет 2-4 дня. В зависимости от вида возбудителя, пути заражения серозным менингитом следующие:

  • Воздушно-капельный путь передачи

Воздушно-капельным путем серозный менингит передается, когда возбудитель локализуется в слизистой дыхательных путей. При кашле, чиханье, инфекционные агенты, находясь в воздушной среде в форме аэрозоля, попадают в организм здорового человека с зараженным воздухом.

  • Контактный путь

При этом возбудитель локализуется на слизистой глаз, в полости рта, на коже, на поверхности ран, и попадая с этих участков тела на различные предметы, оседают на них. Здоровый человек при контакте либо с кожей больного, либо с инфицированными предметами при восприимчивости к возбудителю, может заразиться. Поэтому грязные руки и немытые фрукты, овощи и несоблюдение личной гигиены являются факторами риска по возникновению серозного менингита.

  • Водный путь заражения

Серозный менингит в последнее время часто вызывает вспышки эпидемий именно в летнее время. Установлено, что энтеровирусы, вызывающие некоторые виды серозного менингита, передаются через воду, поэтому в купальный сезон регистрируются сезонные вспышки менингита у детей, купающихся в водоемах, зараженных энтеровирусами (см. симптомы энтеровирусной инфекции)

Пик заболеваемости серозным менингитом приходится на летнее время, ему подвержены иммуннонезащищенная часть населения — дошкольники и дети младшего школьного возраста, а также люди с иммунодефицитным состоянием или ослабленными после других тяжелых болезней. Причем, опасность для окружающих представляют не только уже заболевший человек, но и носители вируса, вызывающего менингит.

Симптомы вирусного серозного менингита у детей и взрослых

После инкубационного периода серозный менингит проявляется яркими симптомами — выраженным менингеальным синдромом с 1 или со 2 дня болезни:

  • Лихорадка обязательный признак серозного менингита, температура тела повышается до 40С, затем может через 3-4 дня снизиться, и через некоторое время снова подняться, происходит как бы две волны высокой температуры. Но при легком течении менингита это бывает не всегда.
  • Мучительная головная боль сопровождает больного постоянно, она начинается с висков, усиливается при движении глаз, резкого шума и яркого света. Такая головная боль тяжело поддается снижению болеутоляющими и жаропонижающими средствами для детей.
  • У детей могут появляются судороги конечностей, нарастает общая раздражительность, дети становятся капризными, плаксивыми.
  • Характерно состояние общей слабости, недомогания и интоксикационного синдрома, при котором появляются боли в мышцах и суставах.
  • Тошнота, повторная рвота, отсутствие аппетита, боли в животе и диарея также являются симптомами серозного менингита у детей.
  • Часто у детей кроме менингеальных симптомов проявляются и симптомы ОРВИ — боль в горле, насморк, кашель.
  • Повышается чувствительностью кожи, глаз, слуха с болезненным восприятием резких звуков, яркого света, шума, прикосновений. Больному гораздо легче становится в затемненном тихом помещении. При этом ребенок в постели лежит на боку, колени прижаты к животу, голова запрокинута назад, руки прижаты к груди.
  • У грудных детей происходит выбухание и напряжение родничка, появляется симптом Лесажа или симптом подвешивания — при поднятии ребенка вверх, держа под мышками, ребенок подтягивает ноги к животу и сгибает их.
  • При вирусном серозном менингите бывают легкие нарушения сознания, такие как оглушенность или сонливость.
  • Возможны поражения черепно-мозговых нервов (трудности с глотанием, диплопия, косоглазие) могут быть и расстройства двигательной активности (параличи, парезы).
  • При осмотре ребенка с серозным менингитом, симптомы выражаются в избыточном напряжении группы мышц шеи, их ригидность, то есть не способность приведение подбородка к груди. Также существуют несколько менингеальных симптомов, таких как:
    • Симптом Кернига  — невозможность разгибания согнутой под прямым углом ноги.
    • Симптом Брудзинского: нижний — если разогнуть одну согнутую ногу, это приводит к рефлекторному сгибанию второй ноги, верхний —  если сгибается голова, непроизвольно сгибаются ноги.
  • Вирусный серозный менингит относительно быстро проходит, уже к 3-5 дню температура восстанавливается, только в редких случаях бывает вторая волна лихорадки. Длительность серозного менингита у детей обычно составляет 1-2 недели, в среднем 10 дней.
  • Если возникают тяжелые расстройства сознания — кома или сопор, следует провести повторное обследование и пересмотреть диагноз.

Все эти симптомы серозного менингита могут быть выражены в разной степени, в меньшей или большей, в очень редких случаях могут эти признаки сочетаться с генерализованным поражением других органов. Следует знать, что симптомы серозного менингита очень похожи на менингеальную форму клещевого энцефалита, который также имеет сезонный характер возникновения и регистрируется  в летнее время,  поражает как взрослых, так и детей.

Лечение серозного менингита у детей

При любом подозрении на менингит, следует незамедлительно вызвать «Скорую помощь» и госпитализировать ребенка. Поскольку возбудителем серозного менингита чаще всего являются вирусы, то в этих ситуациях применение антибиотиков нецелесообразно. Однако, в ряде случаев их назначают, при невыясненных диагнозах.

  • При лечении серозных менингитов у детей при вирусном происхождении заболевания назначают противовирусные препараты — интерферон. При менингите, вызванном вирусом Эпштейн-Барра или герпеса, назначают Ацикловир.
  • В неспецифической и специфической противовирусной терапии нуждаются пациенты с ослабленным иммунитетом, а также грудные дети, при этом показано внутривенное введение иммуноглобулина.
  • Дегидратация- важнейшее значение имеет для снижения внутричерепного давления, поэтому назначают диуретики — Лазикс, Фуросемид, Ацтазоламид.
  • Коллоиды (гемодез, альбумины) нецелесообразны из-за высоких рисков сердечной недостаточности.
  • Показаны спазмолитики  — Дротаверин, Но-шпа
  • Показано внутривенное введение солевых изотонических растворов для снижения интоксикации, к физраствору добавляют преднизолон (однократно) и аскорбиновую кислоту.
    Для облегчения головных болей, для снижения внутричерепного давления проводят терапевтические люмбальные пункции.
  • При температуре более 38C применяют жаропонижающие средства — парацетамол, ибупрофен.
  • При судорогах у детей назначают седуксен или домоседан.
  • Больным показан покой, рекомендован постельный режим, оптимальнее всего для них нахождение в затемненном помещении.
  • Антибиотики широкого спектра действия назначаются, потому что часть менингококковых менингитов протекает как серозный, даже в ликворе признаки серозного менингита. Но благодаря своевременной антибиотикотерапии не развивается бактериальный процесс полноценно с тяжелыми последствиями (отек мозга, кровоизлияний в надпочечники).
  • Также в состав комплексного лечения серозного менингита входит витаминотерапия, особенно необходим витамин С, кокарбоксилаза, В2, В6.
  • Как вспомогательная терапия показана оксигенотерапия — лечение кислородом.
  • Ноотропные препараты -Глицин, Пироцетам.
  • Прочие препараты для лечения заболеваний нервной системы (Инозин +Никотинамид +Рибофлавин +Янтарная кислота).

При своевременном адекватном лечении серозные менингиты у детей, в отличие от гнойных, являются доброкачественными, не длительны по продолжительности и редко вызывают осложнения.

Профилактика серозного менингита у детей

  • В период вспышек серозного менингита не желательно подросткам и маленьким детям купаться в открытых водоемах.
  • Следует всегда пить только специально очищенную или кипяченную воду, особенно в летнее время.
  • Соблюдать правила личной гигиены, тщательно мыть руки с моющими средствами после туалета и непосредственно перед приемом пищи. Мыть фрукты и овощи перед употреблением, по возможности обдавать кипятком ягоды и фрукты.
  • Приучать детей с детства вести здоровый образ жизни, обеспечить им сбалансированное питание, приучать к занятиям спортом, заниматься закаливанием. Следить и не позволять ребенку длительное время проводить перед телевизором и за компьютером, это увеличивает зрительную нагрузку, повышая стрессовое состояние организма, что естественно снижает иммунитет. У ребенка должен быть полноценный крепкий сон не менее 10 часов в день, особенно ценен часовой дневной сон не только для малышей, но и для подростков тоже.
  • Как один из видов профилактики серозного менингита — стоит внимательно относиться к любому вирусному заболеванию ребенка, гриппу, ОРВИ, ветрянке, кори, свинке и пр. Максимально сократить контакт с клещами и грызунами, поскольку они считаются разносчиками вирусов.

Несмотря на 5 дневную лихорадку, сильные головные боли, прогноз при серозных менингитах чаще всего благоприятный, и большинство детей быстро выздоравливают.

Профилактика менингита у детей: меры предосторожности

Эффективная профилактика менингита у детей на современном уровне развития медицины вполне возможна, но полностью застраховаться от этой болезни нельзя. Однако если вы будете соблюдать элементарные меры предосторожности, своевременно вакцинировать ребенка и позаботитесь о поддержании его иммунитета в осенне-зимний сезон, риск заболевания удастся значительно снизить. Итак, какие методы профилактики менингита являются в наши дни наиболее эффективными?

Основные сведения о болезни

Менингит (meninx на греческом означает «мозговая оболочка») — это острое воспаление головного или спинного мозга. Основная причина его возникновения — инфицирование вирусами, бактериями или грибками. По современным данным в зону риска попадают люди таких возрастных групп:

  • дети до 5 лет;
  • молодежь 16-25 лет;
  • взрослые, которые перешагнули 50-летний рубеж.

Планируя меры по профилактике менингита, нужно иметь в виду, что некоторые патологии и острые состояния значительно повышают его развитие:

  • разрыв селезенки;
  • заболевания, характеризуемые снижением иммунитета;
  • хронические патологии;
  • значительное понижение остроты слуха (если для коррекции этого состояния был использован кохлеарный имплантат).

Менингит — редкое заболевание. Поэтому симптомы, которые могут на него указывать, в большинстве случаев объясняются иными причинами.

Способы профилактики менингита у детей и подростков

Их условно можно разделить на две большие группы. В одну попадают различные вакцины, которые делают деткам в самом раннем возрасте. Они значительно снижают вероятность возникновения вирусного или бактериального менингита, но в редких случаях могут спровоцировать серьезные побочные эффекты. В другую — традиционные рекомендации врачей, касающиеся личной гигиены и соблюдения элементарных правил безопасности.

Вакцинация:

  • Против бактерий Haemophilus influenzae (тип B). Ее стандартно вводят детям от 2 месяцев до 5 лет. Помимо менингита, она значительно снижает вероятность некоторых инфекционных заболеваний и воспаления легких.
  • Менингококковая вакцина. Оптимальный возраст ребенка для ее применения — 11-12 лет, хотя достаточно часто эту прививку рекомендуют молодым людям, живущим в общежитии, солдатам первых месяцев службы и туристам, выезжающим в страны с тяжелой эпидемиологической ситуацией.
  • Пневмококковая вакцина. Существует в двух видах: конъюгационном и полисахаридном. Первый предназначен детям до 2 лет (до 5, если ребенок принадлежит к группе риска). Второй более всего эффективен при вакцинации людей старшего возраста.
  • мТривакцина (корь, эпидемический паротит, краснуха). Напрямую от менингита не защищает, но успешно борется с микроорганизмами, которые теоретически могут его спровоцировать.
  • Вакцина против ветряной оспы. Это заболевание сейчас практически не встречается, но во времена СССР, когда случаи заболевания еще отмечались, такие прививки были обычным делом (они наиболее эффективны против вирусного менингита).

Альтернативные способы профилактики

  • Воздержитесь от контакта с больными. Для детей оптимальным вариантом станет обычный карантин, если в школе или детском саду есть случаи заражения. Если же заболел кто-то из членов семьи, его по возможности нужно изолировать и выделить ему индивидуальные средства личной гигиены (зубная щетка, полотенце), а также столовые приборы.
  • После контакта с больным вымойте руки с мылом или обработайте их специальным обеззараживающим составом.
  • Если есть малейшие признаки заражения или имел место близкий контакт с больным, немедленно обратитесь к врачу, который порекомендует профилактический прием антибиотиков (ципрофлоксацин, рифампицин, цефтриаксон).
  • Во время традиционных вспышек простудных заболеваний (осенне-зимний период) перед выходом на улицу оденьте ватно-марлевую маску. Надолго ее не хватит, но защитить от менингита во время поездки в общественном транспорте она сможет.
  • Организуйте систематическую влажную уборку помещения.
  • Особую осторожность проявляйте во время путешествия в потенциально неблагоприятные регионы (некоторые страны Африки и Юго-Восточной Азии). Обязательно пользуйтесь специальными репеллентами и не забудьте оформить медицинскую страховку.

Соблюдая эти несложные правила, вы значительно снизите риск заражения менингитом для своего ребенка. Но если после предположительного контакта с носителем инфекции ваш малыш почувствовал себя плохо, немедленно обращайтесь к врачу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

% PDF-1.3 % 183 0 объект > endobj xref 183 74 0000000016 00000 н. 0000001831 00000 н. 0000002965 00000 н. 0000003199 00000 н. 0000003569 00000 н. 0000003635 00000 н. 0000003717 00000 н. 0000003740 00000 н. 0000011403 00000 п. 0000011426 00000 п. 0000019030 00000 п. 0000019370 00000 п. 0000019927 00000 п. 0000019993 00000 п. 0000020016 00000 н. 0000027776 00000 п. 0000027799 00000 н. 0000035694 00000 п. 0000035982 00000 п. 0000036513 00000 п. 0000036816 00000 п. 0000037348 00000 п. 0000037896 00000 п. 0000038200 00000 н. 0000038241 00000 п. 0000038264 00000 п. 0000046735 00000 п. 0000046758 00000 н. 0000054076 00000 п. 0000054635 00000 п. 0000055188 00000 п. 0000055682 00000 п. 0000055997 00000 п. 0000056797 00000 п. 0000057146 00000 п. 0000057938 00000 п. 0000058364 00000 п. 0000059159 00000 п. 0000059697 00000 п. 0000060053 00000 п. 0000060732 00000 п. 0000061027 00000 п. 0000061626 00000 п. 0000062431 00000 п. 0000063214 00000 п. 0000063747 00000 п. 0000064134 00000 п. 0000064157 00000 п. 0000071456 00000 п. 0000071479 00000 п. 0000079553 00000 п. 0000086452 00000 п. 0000087606 00000 п. 0000089191 00000 п. 0000092619 00000 п. 0000097800 00000 п. 0000100607 00000 н. 0000101510 00000 н. 0000104188 00000 п. 0000109925 00000 н. 0000110003 00000 н. 0000110082 00000 н. 0000110943 00000 н. 0000113411 00000 п. 0000120498 00000 н. 0000122863 00000 н. 0000127564 00000 н. 0000129513 00000 н. 0000131529 00000 н. 0000133698 00000 н. 0000133791 00000 н. 0000133904 00000 н. 0000001928 00000 н. 0000002943 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 184 0 объект > endobj 255 0 объект > ручей Hb«f««g«Rdd @

Социально-эмоциональное развитие: дети дошкольного возраста | VLS

Знай

Эмоциональное благополучие детей в раннем детстве оказывает сильное влияние на их социальные отношения.Эмоционально здоровые дети лучше способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками (Trawick-Smith, 2014). Подумайте о некоторых детях в вашей жизни и о различных этапах их социально-эмоционального развития, когда они росли.

Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и чувствах других. Однако социально-эмоциональное развитие предполагает нечто большее, чем просто выражение эмоций. Это влечет за собой смену, становление независимым в выполнении рутинных действий, большее взаимодействие со сверстниками, участие в значимых отношениях с другими, контроль эмоций и развитие положительного образа себя.Эти навыки имеют решающее значение для успешного участия детей в школе и дома, а также для их общего роста.

Основные этапы развития

В приведенной ниже таблице более подробно показано, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки в разном возрасте. Помните, что индивидуальные различия существуют, когда речь идет о точном возрасте, в котором дети достигают этих вех. Контрольные точки не следует рассматривать как жесткие контрольные списки для оценки развития детей, а скорее как руководство к тому, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности.Думайте об этих этапах как о руководстве, которое поможет вам понять и определить типичные модели роста и развития детей. Вы можете использовать эти вехи, чтобы удовлетворить потребности маленьких детей в вашем классе. Хотя навыки, выделенные в таблице, развиваются в предсказуемой последовательности в дошкольном возрасте, каждый ребенок уникален. Ваша цель — помочь всем детям расти и раскрывать свой потенциал.

Вехи социально-эмоционального развития в дошкольном учреждении

Возраст 3

  • Копирует взрослых и друзей
  • Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
  • По очереди в играх
  • Проявляет заботу о плачущем друге
  • Платья и раздевается
  • Понимает идеи «мое» и «свое» или «свое»
  • Показывает широкий спектр эмоций
  • Легко отделяется от членов семьи
  • Может расстраиваться из-за серьезных изменений в повседневной жизни

Возраст 4

  • С удовольствием делает что-то новое
  • Играет все более творчески
  • Скорее играет с другими детьми, чем в одиночестве
  • Сотрудничает с другими детьми
  • Играет «Мама» или «Папа»
  • Часто может не рассказывать, что реально, а что притворно
  • Говорит о том, что ему нравится и что интересует

9001 7 Возраст 5

  • Хочет угодить друзьям
  • Хочет быть похожим на друзей
  • Скорее согласен с правилами
  • Любит петь, танцевать и действовать
  • Знает пол
  • Может сказать, что реально, а что притворство
  • Демонстрирует большую независимость
  • Иногда требует, а иногда сотрудничает

Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013). Основные этапы развития. Электронный ресурс, доступный по адресу: http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf

Помните, что ожидания относительно этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Например, в некоторых культурах от детей не ожидается, что они будут самостоятельно кормить себя, пока им не исполнится 3–4 года. В других культурах ожидается, что дети начнут самостоятельно есть в раннем младенчестве и в раннем детстве. В повседневном общении с детьми и их семьями вы должны напоминать себе, что культурные и семейные приоритеты влияют на социально-эмоциональную компетентность детей.

Если вас беспокоит развитие ребенка, сначала поговорите со своим тренером, тренером или руководителем. Поделитесь своими наблюдениями за поведением ребенка и причинами, которые вас беспокоят. Ваш тренер, тренер или руководитель может выбрать наблюдение за ребенком и назначить встречу с семьей ребенка. В некоторых ситуациях семьям может быть предложено обратиться в местный школьный округ, который может организовать бесплатную оценку развития ребенка и помочь ребенку получить любую необходимую помощь и услуги.

Дошкольники и социально-эмоциональное развитие

Изучая диаграмму, вы можете заметить, что вехи связаны с различными аспектами социально-эмоционального развития: одни связаны со способностью детей вступать в отношения с другими, а другие — с другими. с позитивным самосознанием. Некоторые вехи связаны со способностью детей регулировать или контролировать эмоции, а другие — со способностью детей выполнять различные задачи независимо.Давайте подробнее рассмотрим эти аспекты социально-эмоционального развития:

Взаимоотношения с другими людьми: Дети дошкольного возраста играют с друзьями в ролевые игры и используют слова и предложения, чтобы выразить свои чувства и мысли. Несмотря на то, что им все еще может потребоваться поддержка взрослых, чтобы поделиться игрушками и материалами с друзьями, со временем они улучшаются сами. Дошкольники также улучшают свою способность понимать чувства друзей и адекватно реагировать на них.У детей со здоровым социально-эмоциональным развитием все эти компоненты сбалансированы.

Самосознание: Дети дошкольного возраста улучшают свою способность контролировать свое тело во время различных занятий в течение дня (например, сидя в кругу или играя в тренажерном зале), по очереди и разговаривают со сверстниками, признают и использовать свои собственные имена и имена других, а также самостоятельно оценивать и знать, когда они сделали правильный или неподходящий выбор.

Регулирование эмоций: Дети дошкольного возраста по-разному проявляют различные эмоции. Например, они могут сказать: «Я расстроен», они могут сопоставить выражения лица со счастливым, безумным или грустным, или они могут смеяться, когда взволнованы. В то же время они также улучшают свою способность управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией и окружающей средой и контролировать свои эмоции (например, легко отделяться от членов семьи). Хотя дошкольники лучше, чем дети ясельного возраста, справляются с эмоциями, им все же нужна большая помощь и практика, чтобы развить соответствующее поведение.

Независимость: Дошкольники со здоровой независимостью будут следовать предсказуемым повседневным распорядкам и занятиям в школе и дома, начнут находить любимого друга и попросить его поиграть, самостоятельно поиграть с игрушками и материалами дома, в школе или дома. открытая игровая площадка и выполняйте множество задач по уходу за собой, таких как одевание, поход в ванную, перекус, кормление или подготовка ко сну. Независимые дошкольники также будут рассказывать воспитателям о своем дне и ежедневно изучать и использовать новый словарный запас.

Эмоциональная грамотность

Эмоциональная грамотность — это способность детей навешивать ярлыки и говорить о своих собственных эмоциях или чувствах, а также о чувствах и эмоциях других людей. Это важный компонент социально-эмоционального развития, поскольку он помогает детям понять свои собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им осознавать и понимать эмоциональные переживания других. Эмоциональная грамотность помогает детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки необходимы для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами.Дети, которые навешивают ярлыки, говорят о своих эмоциях и осознают их, с большей вероятностью сосредоточатся и будут участвовать в классных рутинах и занятиях и с меньшей вероятностью будут легко разочаровываться, иметь чрезмерные истерики или действовать импульсивно.

Многие дети учатся определять и обсуждать эмоции посредством взаимодействия или бесед с отзывчивыми взрослыми в контексте позитивных отношений и благоприятной среды. В своей работе в дошкольной программе вы должны использовать возможности для развития социальных навыков в течение дня.Например, вы можете поделиться своими эмоциями по поводу событий или переживаний и побудить детей поделиться своими эмоциями. Вы также можете читать книги, в которых обсуждаются эмоции или социальные взаимодействия. В разделе «Применение» этого урока вы найдете дополнительные примеры ресурсов и занятий, которые можно использовать для развития эмоциональной грамотности детей.

Поддержка социально-эмоционального развития детей в дошкольных учреждениях

Дети приобретают социально-эмоциональные навыки в контексте своих взаимоотношений, наблюдая, имитируя и реагируя на социальное поведение других.Дети также учатся на том, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, культурным прошлым и ранним опытом. Дети учатся, взаимодействуя и выстраивая отношения с членами своих семей, школ и сообществ.

Как подчеркивается в Уроке 1 (Социально-эмоциональное развитие: Введение), социально-эмоциональное обучение начинается в младенчестве, и взрослые являются наиболее влиятельными моделями для маленьких детей. Воспитатели, которые понимают эмоциональные сигналы своих младенцев и реагируют немедленно и сочувственно, имеют младенцев, которые менее суетливы и их легче успокоить.То же самое и с дошкольниками; если опекуны подтверждают чувства детей, учитывают их потребности, а также проявляют отзывчивость и поддержку, дошкольники смогут лучше выражать свои потребности и эмоции и с большей вероятностью продемонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие.

Здоровое социально-эмоциональное развитие тесно связано с отзывчивым уходом. Отзывчивые воспитатели оказывают поддержку и позитивно, предоставляют стимулирующие материалы, играют и взаимодействуют с детьми, делятся событиями и опытом, следуют примеру детей и поддерживают интересы и обучение детей.Отзывчивые воспитатели планируют значимые возможности в течение дня, чтобы помочь детям практиковать и изучать социальные навыки. Читая этот раздел, представьте себе, какую роль вы играете в обеспечении здорового социально-эмоционального развития детей, находящихся на вашем попечении.

На уроках 3 и 4 вы познакомитесь с дополнительными стратегиями поддержки социально-эмоционального развития всех дошкольников.

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о спектре социально-эмоциональных навыков, которые важны для дошкольников.Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в дошкольном возрасте.

Do

Детям дошкольного возраста, находящимся на вашем попечении, необходимы ежедневные возможности для участия в мероприятиях, которые помогают им приобретать новые социально-эмоциональные навыки или практиковать существующие в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде. Вы должны целенаправленно использовать стратегии в течение дня, чтобы поддерживать социально-эмоциональное развитие маленьких детей. Понимание этапов развития — важный аспект работы с маленькими детьми.Изучение и понимание того, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки и компетенцию, поможет вам улучшить их социально-эмоциональное обучение и определить, какие виды опыта следует планировать в классе и программе. В разделе «Подать заявку» вы найдете дополнительные ресурсы для развития социально-эмоциональной компетентности детей. В своей повседневной работе с дошкольниками учитывайте следующее:

  • Относитесь к попыткам взаимодействия детей и опирайтесь на их слова.
  • Участвуйте в частых социальных взаимодействиях с детьми и взрослыми, соответствующими их развитию, в вашем классе на протяжении всей повседневной жизни и распорядка дня.
  • Следуйте указаниям, подсказкам и предпочтениям детей.
  • Включайте эмоциональные слова в разговоры с детьми.
  • Сделайте доступными книги, в которых обсуждаются чувства и социальные взаимодействия.
  • Задавайте детям содержательные вопросы об их действиях, интересах, событиях и чувствах.
  • Поощряйте детей использовать свои слова и разговаривать со своими сверстниками в случае возникновения конфликтов. Используйте язык, соответствующий развитию, и предлагайте детям модели разговоров и подсказки, которым они могут следовать, если им нужна помощь в решении проблемы.
  • Убедитесь, что вы чутко относитесь к уникальным потребностям, опыту и происхождению детей.
  • Обратитесь к семьям детей и учитывайте их потребности и предпочтения.

% PDF-1.4 % 3136 0 объект > endobj xref 3136 63 0000000016 00000 н. 0000001615 00000 н. 0000001812 00000 н. 0000001964 00000 н. 0000004213 00000 н. 0000004706 00000 н. 0000005125 00000 н. 0000005158 00000 п. 0000005324 00000 н. 0000005498 00000 п. 0000005679 00000 н. 0000005703 00000 п. 0000007401 00000 п. 0000007424 00000 н. 0000008467 00000 н. 0000008491 00000 п. 0000008824 00000 н. 0000008995 00000 н. 0000009028 00000 н. 0000010167 00000 п. 0000010191 00000 п. 0000010363 00000 п. 0000010396 00000 п. 0000010759 00000 п. 0000010792 00000 п. 0000011161 00000 п. 0000011333 00000 п. 0000013205 00000 п. 0000013229 00000 п. 0000015313 00000 п. 0000015337 00000 п. 0000017478 00000 п. 0000017502 00000 п. 0000019672 00000 п. 0000019696 00000 п. 0000019927 00000 п. 0000021040 00000 п. 0000021120 00000 н. 0000021363 00000 п. 0000021387 00000 п. 0000021625 00000 п. 0000021996 00000 п. 0000022019 00000 п. 0000022099 00000 н. 0000022123 00000 п. 0000025412 00000 п. 0000025492 00000 п. 0000027414 00000 п. 0000027438 00000 п. 0000027682 00000 н. 0000027705 00000 п. 0000028015 00000 п. 0000028095 00000 п. 0000028119 00000 п. 0000028142 00000 п. 0000030192 00000 п. 0000030215 00000 п. 0000030455 00000 п. 0000030701 00000 п. 0000032827 00000 н. 0000032911 00000 п. 0000002108 00000 п.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *